Ana səhifə Həyatı Əsərləri Məqalələr Fotoqalereya

Институт Рукописей НАН Азербайджана

Юсиф Везир.
Ашгабад, 1907 г.

Оскорбленное самолюбие (из дневника Юсифа Везира Чеменземинли) (усл)

Самолюбие мое пострадало!!

Вечерком сели перед Верочкиным домом целая толпа мальчишек. Верочка гуляла с Литвиным. Я поклонился последнему, как знакомому и хотел было уйти, как сзади кто то звал меня. Я обернулся и видел среди мальчишек Дж. Как человек явился я на его зов и соблюдая формальности протянул ему руку. Мой такой «мерзкий» (с их взгляду) поступок, видно, произвел на них удручающее впечатление: сидевшая девчонка встала машинально пугливо и дико глядя на меня, а другая – «почтеннейшая» Вера оставила своего кавалера и скрылась за дверью, не смотря на то что они гуляли дальше [л. 67 а] от нас на несколько шагов и все еще свободно могли гулять. А Дж. встал и выговаривает и объясняет, будто бы я не понимаю, что мое присутствие не ловкое и не уместное. Кто виноват тут? Я ли? Я считаю себя не виновным, потому что после поклона Литвину я продолжал ходить себе и даже ушел дальше на несколько шагов, пока унизительный для меня зов Г.Дж. не вернул меня «к позорному столбу». Я сильно обижен этим случаем. Будто бы я дикарь. Будто бы волк напал на овчарню и напугал невинных овец. Может быть не обидно и они не обиделись. Но Дж. видно ошибся глубоко звать меня, что бы показать мне блаженное положение – мальчишеский [л. 67 б] кружок. С другой стороны тщеславной ошибке его противоречило ревности, этот яд любви.

Вот результат товарищества с ничтожными людьми и любовь к девчонке. Человек влюбляется в кого? В тринадцатью летнюю девченку, на губах которой еще не высохло материнское нежное молоко. Говорит пословица «гортак котлу(?) не товарищ». Действительно!! Девчонка 13 летняя ученица III класса и юноша лет 20, ученик VI класса, пугливая молокососка и «почтенная бородка», сходны как медведь и апельсин.

Я называю себя человеком с твердой волей, у которого страсть находится в подчинении разума. Хорошо!! Говорит ли [л. 68 а] тоже и поступок? Нет! Разумеется. Стыд и срам тому, кто верит в обманчивую улыбку женщины!!!

Сегодняшняя пугливость «почтенной Верочки», дала мне толчок очнуться от спячки. Теперь только задаю себе вопросы: к чему грустить? или для кого лить эти слезы? В моем выражении лица прочитают, то что кроется в сердце моем! Для чего это? Зачем грущу я понапрасну чтобы знали и другие об этом? Зачем лью святые капельки слез любви ради одной девчонки – молокососки. Зачем? Зачем?

Теперь только такие вопросы осыпают меня!!

Ю.Везиров

[л. 68 б] 14 июля.

Я совершенно переменился. Вчерашний инцидент дал власть и господство над всеми моими чувствами разуму. Теперь не будет разногласия между членами тела. Страсть не будет устраивать свои делишки, сердце не будет волноваться под видом влюбленного, глаза не будут смотреть удивленно на всяких всячин и лить самовольно лишних слез и нога не будет торопливо шагать за всякой юбкой. Все вышеназванные должны остаться вечно в рамках разума соблюдая строгую дисциплину. Значит сегодняшний день будет началом новой эры в моей жизни, новым порядком и новым поступком.

[л. 69 а] 15го июля.

Много шума из ничего.

Шекспир.

Только сегодня успокоился, только сегодня избавился от угрызений совести, объяснившись с «кружком мальчишек» через Литвина. Оказывается ничего такого не было и я ничего необыкновенного не творил. Но я виноват тем, «что я татарин».

Я думал, что Верочка была оскорблена мною, я грустил за это. Но не за то грустно, что оскорблена Верочка, как нежная барышня, но нет! оскорблена как личность. Я думал извиняться за оскорбление личности, но напрасно! Я только тем нехорош, «что я татарин».

В выражениях мальчишек прочитывал ненависть и презрение. Их насмешка дразнила меня. Я удивлялся, но напрасно, презрен за то, «что я татарин».

Я унижен, я оскорблен, я брошен [л. 69 б] мальчишеской толпой. Все уместно, все естественно!, - потому что «я татарин».

Прошло все блаженное, скрылась доброта, исчезло все вдохновенное, и женская нежность и красота. Достались мне лишь оскорбления, за то что «я татарин».

Я не оскорблял никого никогда и не буду, всех хотя не люблю одинакого, но и не презираю. Национальность не приемлю, религии значения не даю. Убежден в равноправии всех национальностей, всякого вероисповедания и всякого пола, как мужскаго, так и женскаго. Я стремлюсь к истине и человечеству, я идеален и нравственно чист. Вот я!! Но только ничтожен, за то, «что я татарин».

[л. 70 а]. Был сегодня в клубе «общественном собрании». Там была и Верочка. Я объяснился через мальчика. Оказывается никто не оскорблен мною, только я подозрителен. Потому что татарин. Значит она ради каких-то негодяев обвиняет всех татар, следовательно всю нацию. Ошибается ли она? Это ясно для всех. Чтобы она убедилась в том, что не все татары одинаковы, надо говорить с нею по этому поводу. Главная теперь моя цель, знакомиться с нею и разбросить из ея темной головы шовинизм, который ведет ея в пропасть.

Может быть тогда она очнется и поймет сущность дела. Словом, ближайшим идеалом является знакомство.